Игры для подростков: логические, подвижные, ролевые, психологические, настольные, интеллектуальные, коммуникативные для компании

Содержание:

Виды психологических игр

1. Игровые оболочки

Этот тип психологической игры является самым простым и самым распространенным. Здесь игра выступает в роли общего фона, некого обрамления психологического действия, которое может быть по сути не игровой, а, как это бывает в большинстве случаев, тренинговой.

Игровые оболочки очень часто можно встретить в начальной школе, они довольно эффективно работают с младшими подростками. Сегодня психологи очень активно эксплуатируют игровые оболочки, которые построены по принципу новогоднего представления для малышей: новогодняя сказка не может быть без того, чтобы кто-то плохой что-то не сломал, украл или спрятал.

Положительные герои, не щадя сил, бегут восстанавливать справедливость. В современной литературе также описывают различного рода психологические игры, и в них также дети кого-то спасают, куда-то попадают. Игровые оболочки могут быть очень разными. Это и узоры в волшебном калейдоскопе, и путешествие от станции к станции на поезде, и международная встреча журналистов с проведением мастер-классов, и т.д. Очень помогает использование игровых оболочек в работе со старшеклассниками.

2. Игра – проживание

С помощью этой игры можно создать условия для освоения определенного придуманного пространства. Это может происходить как совместно, так и лично, индивидуально. В рамках этого пространства выстраиваются межличностные отношениях, происходит осмысление ценности своего существования в заданной ситуации. Играть в такую игру сложнее, как участникам, так и ведущему.

Управлять таким игровым процессом сложно, а участникам сложно включаться в построение отношений, обращаться с очень непростыми вопросами к своему внутреннему «Я». Возраст игроков может быть любым.

Нельзя оценивать такую игру как удачную или неудачную, она всегда происходит по-разному. При этом полезен любая версия ее проживания, потому как с ее помощью можно выявить скрытые разрушительные процессы, а человек может продвинуться в осознании того, что с ним происходит.

3. Игра – драма

Содержание, сюжет, изыски антуража… За всеми этими необходимы элементами любой игры – драмы стоит важность самоопределения каждого участника игры и совершение самостоятельного выбора. При этом выбор в игре – это всегда смысловое и ценностное самоопределение человека

Но в таких играх не один лишь процесс выбора драматичен. После того, как участник решит для себя, какой путь он выбирает, он оказывается в ситуации проживания этого пути. В ходе символического проживания пути выплывают на поверхность все обретения и потери, так же как и все последствия его выбора.

Некоторые такие игры предполагают не исключительно делание выбора и принятие последствий, они сосредотачиваются и на умении выстраивать свою жизнь в соответствии со сделанным выбором: ставить цели, развивать отношения с людьми, организовывать работу. Иными словами, игра – драма ориентируется на выполнение дополнительной психологической задачи, звучащей для игрока примерно следующим образом: “ты уже сделал свой выбор, как ты собираешься строить свою жизнь?”

Квинтэссенция такой игры – это момент совершения выбора, к которому необходимо умело подвести. Сделанный выбор будет на самом деле глубоко переживаться, если только игрок оказался полностью эмоционально вовлеченным в игру, на что уходит довольно много времени. Отличным эффектом обладают гештальт-техники проживания, психодраматические и медитативные приемы. Этот вид игр самый сложный.

Обратные вопросы

Психологические игры – это возможность получить полезные знания в простой форме. Техника обратных вопросов помогает человеку выиграть время перед тем, как его собеседник начнет загонять своего оппонента в тупик. А также эта техника поможет человеку уходить от неприятных ему вопросов или перескакивать на более знакомые темы. Как же можно преобразовать такой психологический тренинг в игру? Просто. Следует разбить участников на две команды. Ведущий вызывает одного человека. И теперь все люди из противоположной команды начинают задавать вопросы. Они могут быть как на какую-то заданную тему, так и произвольными. Задача человека — ответить на вопрос вопросом. Ведущий записывает, сколько ответов у участника получится дать за минуту. Когда время истекло, выходит человек из другой команды, и соответственно вопросы уже задаются ему. Итоги подводятся тогда, когда все люди из команд выступили. Эта психологическая игра для взрослых подходит так же, как и для подростков. Никогда не поздно улучшить свои ораторские и коммуникабельные способности.

Наша группа

Психологический тренинг «Наша группа» проводится для сбора информации о внутреннем отношении каждого подростка к членам группы, в которой они находятся.

Цели и задачи

Цель выполнения упражнения «Наша группа» заключается в установке атмосферы взаимопонимания и дружбы, обучении сглаживать острые углы в условиях взаимной антипатии.

Необходимое оборудование

Проведение занятия «Наша группа» требует наличия следующего инвентаря:

  • ватман для каждого участника группы;
  • наборы фломастеров разных цветов;
  • доска, на которую будут крепиться рисунки;
  • кнопки, скотч или любой другой материал для фиксации ва src=»https://healthperfect.ru/wp-content/uploads/2021/02/psihologicheskie-uprazhneniya-dlya-podrostkov-3.jpg» class=»aligncenter» width=»578″ height=»369″

Участники группы рассаживаются на стулья, которые расставлены возле письменных столов. Во время проведения данного тренинга каждый подросток должен сидеть отдельно.

Пошаговое описание

Психологическое упражнение «Наша группа» выполняется с соблюдением следующего алгоритма действий:

  1. Преподаватель просит детей взять фломастеры, а затем нарисовать на ватмане группу, в которой они сейчас находятся.
  2. В течение последующих 20 мин. каждый подросток рисует свою группу так, как он ее видит в настоящее время.
  3. По истечению указанного периода времени все ватманы подписываются фамилией ребенка, который создал рисунок, а затем крепятся на доску.
  4. Начинается стадия обсуждения каждого рисунка.

Во время разбора изображений группы, нанесенных на поверхность ватмана, преподаватель задает каждому подростку наводящие вопросы. Например, «Почему он изобразил этого человека именно с такой мимикой лица?», «Во время выполнения рисунка ребенок старался или относится к заданию без проявления серьезного подхода?», «На ватмане есть люди, к которым подросток испытывает чувство антипатии или симпатии?».

3Шпион

Правила построены по типу игры в мафию. Участники получают одну карточку, на которой либо будет указана локация, либо будет написано «Шпион». Затем раздающий запускает таймер и задает любому из игроков вопрос, связанный с этой локацией, ответ может быть любым, далее тот, кто отвечал задает вопрос следующему человеку, кроме того, кто спрашивал его самого, и так по кругу. Все игроки, кроме шпиона, знают, о чем идет речь, задача шпиона не попасться и постараться догадаться, что за слово было на карточке.

Раунд может завершиться по окончанию времени или по подозрению игрока. Далее участники голосуют по принципу игры в мафию и выбирают шпиона. Если выгнать нужного человека не удалось, игра продолжается дальше. Кроме того, на карточках с локацией также указан статус игрока в этой локации. Это усложнение используется для того, чтобы человек мог давать ответы, опираясь на свой статус, например, возраст или должность. Однако играть можно и без усложнения. 

Рекомендую

Многие стесняются рассказывать о себе. В данной игре проблем с этим не будет. Ведь знакомиться со всеми присутствующими участники будут через посредника. Каким образом? Подробности далее.

Большая группа семинара делится на несколько маленьких подгрупп. Например, по 4 человека. В своей мини компании участники рассказывают несколько фактов о себе. Задача игроков презентовать одного из членов своей подгруппы всем присутствующим. Презентация готовится на основе только что рассказанных фактов и представляется в виде рекомендации.

Речь строится примерно следующим образом:

  1. ФИО.
  2. Достоинства.
  3. Настоятельно рекомендую принять ФИО в нашу группу/какой-либо закрытый клуб и т. д.

Переписываем сказки

Эту психологическую игру-тренинг можно проводить с подростками, чтобы разбудить в них творческое начало, а также для того, чтобы развить воображение. Все мы знаем классические сказки. Но мало кто задумывается, что у большей части народных сказаний и легенд далеко не счастливый конец. Но ведь всегда приятнее читать историю, которая закончилась хеппи-эндом. Особенно если она нетривиальная. Вот можно и провести интересную игру по написанию таких историй. Заодно ее можно совместить с тренингом по самоопределению. Например, следует выдать детям задание, написать профессию, которую человек выбирает для себя в будущем. А поставьте перед детьми задачу: следует написать история про Красную Шапочку, но при этом сделать так, чтобы главная героиня была пожарным, врачом или инженером. Причем напрямую упоминаться профессия не должна. Ведь написанную сказку еще нужно будет прочитать перед сверстниками, и они должны будут догадаться о профессии вашей мечты. Можно специально делать ответвления, например, если ребенок не решил, кем он хочет стать — поваром или же технологом. От этого сказка сможет стать только более колоритной.

Кто быстрее

Довольна необычная игра, которая проверит каждого на быструю реакцию и хорошую память. Проводится тогда, когда участники уже представились друг перед другом. Суть очень проста. Однако сложности все же имеются. Это подготовить ширму. Лучше всего подойдет большое покрывало.

Группа делится на две подгруппы. Текстиль необходимо растянуть в вертикальное положение. По обе стороны поставить по одному человеку с каждой команды, которые будут держать края покрывала.

Получится такая имитированная стенка или ширма, как ее еще можно назвать.

По каждую сторону “стены” напротив друг друга располагаются стулья. Участники рассаживаются так, чтобы команда-соперник по ту сторону покрывала этого не видела. Тут поможет либо очень “высокое” покрывало, либо хождение на корточках.

Игроки, что держат покрывало, считают до трех и опускают покрывало вниз. Побеждает та подгруппа, представитель которой вперед всех озвучит имя сидящего напротив. Заметьте, просто назвать имя недостаточно. Оно должно быть правильным. Участник из проигравшей команды пересаживается на сторону победивших.

Покрывало снова поднимается и насчет три опускается. За это время игроки меняются местами. Представитель проигравшей команды снова садится к победителям. Игра продолжается до тех пор, пока в одной из команд не станется один участник.

С данной методикой трудно не выучить имена всех участников. Игроки, которых отправили держать покрывало, тоже легко запомнят имена всех присутствующих.

Игры дискуссии

«Последствия»

Игре под таким названием предшествует короткий разговор с группой об отличительной особенности человека в ряду биологических существ – способности предвосхищать события, предвидеть будущее путем логических операций, анализа события, поступка, привычки, слова, действия.

Фабула игры: ребенок сообщает о совершенном действии, словах либо о каком-то пристрастии; перед ним возникают «Последствия» происшедшего; «Последствие-

1» сообщает, что последует сейчас – сразу за совершенным действием; «Последствие 2» предупреждает, что ждет субъекта через неделю; «Последствие 3» – через месяц; «Последствие 4» рисует картину развития событий « зрелые годы»; «Последствие 5» сообщает об итоге, к которому придет человек в конце жизни. Выслушав предсказания грядущего, ребенок принимает решение: либо он отказывается совершать в дальнейшем проделанное, либо он утверждается в значимости для своей жизни того, что он совершает.

Так как содержание того, что делает ребенок, написано на карточке, которую играющий выбирает из «корзины», то при отказе от действия на будущее играющий рвет карточку, а при утверждении своего поступка – оставляет карточку себе, в знак «присвоения» поступка.

Содержание веера предлагаемых карточек самое разнообразное, например: «Я принес и вручил цветы хорошему человеку»; «Я грубо надсмеялся над товарищем»; «Я начал курить»; «Я люблю приврать, приукрасить, сболтнуть, прихвастнуть»; «Нашел чей-то кошелек и присвоил себе деньги»; «Я много читаю»; «Начал по утрам делать зарядку»; «Потихоньку списываю все контрольные работы у соседа», «Сказал некрасивой, что она некрасивая».

Предостережение: ни в коем случае не допускать педагогических корректив предвидения – игра должна течь своим чередом, лишь тонкие педагогические реплики допускаются по завершении одного цикла.

«Садовник»

Игра служит педагогическим корректированием практики общения детей в группе, повышением уровня общения и научением их культуре взаимодействия.

Фабула игры: садовник планирует разместить цветы в саду; он приглашает разные цветы занять место на его клумбе; цветы могут отказать в просьбе, но могут и принять приглашение, в зависимости от того, каким образом произнесено приглашение.

Все присутствующие получают яркие цветные карточки с названием цветов. Тот кто играет роль садовника, обращается избирательно к цветкам до первого отказа. Победителем оказывается тот садовник, которому удастся разместить наибольшее количество цветов в своем саду.

На обороте полученной карточки указано, какие формы обращения особенно любит этот цветок. Если садовнику удается использовать эту форму в ходе обращения к цветку, то у того появляется основание согласиться на просьбу. Например, на карточке «Роза» написано: «Любит, чтобы с ней говорили нежно», а на карточке «Гладиолус» — «Обязательно требует чтобы его как-то называли при обращении (сударь, господин, уважаемый и т.д.)» Но садовник не знает об этических причудах цветов, поэтому вынужден максимально использовать все формы этикета. Таким образом, игра становится своеобразным тренингом по этикету.

Чтобы игра не приняла жесткие ноты должного, педагогу ведущему игру, рекомендуется занять сторону садовника и сочувствовать ему при отказе цветка. Это несколько утешает проигрывающих в игре.

Треугольник отношений Карпмана

В чем же суть игры?

Жертва начинает провоцировать окружающих ее людей с единственной целью: она ищет преследователя. Возможен такой вариант развития событий. Преследователь отыскивает человека, который виноват в чем-то, начинает обвинять, наказывать, требовать, то есть преследовать жертву. Затем жертва старается доказать, что ее вины нет, что на самом деле виноваты окружающие, среди которых и сам преследователь. Она ищет того, кто будет ее спасать, показывая миру свою беспомощность и страдания.

Появляется спасатель, он хочет помочь жертве, спасти ее от преследователя, но так как все участники лишь играют в спасение, у него ничего не получается. За это получает обвинения от жертвы, после чего спасатель сам превращается в жертву, а жертва в преследователя.

Как работает этот треугольник?

Сам Карпман и многие его коллеги полагают, что такой треугольник складывается изначально в силу определенных внутренних выгод. «Когда идет игра и есть отношения, это означает, что ситуация выгодна всем участникам. По-другому все развалилось бы. Когда человек участвует в чем-то, это говорит лишь о том, что ему это нужно. Происходящее общение в рамках такого треугольника – это довольно эффективный метод не брать ответственность за свои решения и поступки, и более того, получать за это в награду мощные эмоции и право не решать свои трудности (ведь в них виноват кто-то другой)».

Возможно, все так. В любом случае для решения важных вопросов психотерапии это хорошо работающая система. При этом можно изучать и другие возможности, так как вполне вероятно, что основой таких отношений будут не исключительно внутренние выгоды, но также и умение противостоять манипуляциям, плохо усвоенная жизненная философия или обычные жизненные привычки.

Итак, самое важное, что вам следует знать о треугольнике Карпмана, это то, что вас там не должно быть. Какую бы роль там вам активно ни предлагали, или какая бы роль вас лично ни привлекала, даже не думайте там оказаться

Этот треугольник становится реальностью лишь для не очень толковых людей, живущих одними чувствами, не имеющих четких целей, не умеющих контролировать себя и постоянно оказывающихся в позиции жертвы.

Чем человек разумнее, чем больше ответственности он берет на себя, обдумано идет к реализации поставленных целей, тем он реже оказывается в этом сумасшедшем доме.

Подводя итого, можно сказать, что главное положение, которое определяет сущность всех психологических игр, заключается в многочисленных переживаниях участника, в его видении действительности. Игра, наряду с любой другой неигровой деятельностью, мотивируется важными для человека целями и его отношением к ним. Мотивы же игры – это прямое отношение человека к окружающему миру

Важность определенных его аспектов переживается индивидом в игре на основе отношения к их внутренней сути.

Примеры психологических игр

1. «Поделись с другом»

В игре должно участвовать не менее трех детей.

Взрослый берет любой привлекательный предмет (колокольчик, игрушечное яблоко), показывает его малышам и описывает («Какой красивый синий колокольчик! Послушайте, какой он звонкий!»/«Какое красивое красное круглое яблоко»). Участники игры должны по очереди передавать друг другу предмет (можно делать это несколько раз). Если ребенок капризничает и не хочет отдавать игрушку, предлагаем ему другую или просим дать другую игрушку другу.

Цель игры: научить детей взаимодействовать друг с другом, научить делиться, ждать своей очереди.

2. «Веселый паровоз»

Дети (не менее трех) цепляются друг за друга и изображают «паровозик» под песенку:

Веселый паровоз гудит,

По рельсам он вперед спешит,

У него вагонов много!

Кто же в первом сидит? (называем имя)

(«Какой замечательный у нас первый вагон! Как он быстро едет»!).

Цель игры: побудить малыша проявить себя, стать более уверенным, создать атмосферу доверия.

3. «Пожалей игрушку»

Прочитайте крохе всем известное стихотворение Агнии Барто «Зайку бросила хозяйка» и инсценируйте его. Посадите зайку на стульчик, «поплачьте» за зайку.

Предложите ребенку зайку пожалеть, погладить, спрячьте его под зонтик, угостите морковкой.

Цель игры: научить сопереживанию, побудить к помощи.

Аналогичным образом можно проигрывать другие сюжеты:

  •  спрятать зайчонка от серого волка;
  • накормить голодного котенка;
  • пожалеть куклу, которая упала.

4.  «Растущий цветок»

Посадите малыша на стульчик и скажите, что он цветочек, который нужно полить.

Изобразите, что поливаете его из лейки (желательно взять настоящую лейку). При это мне просто поливайте, а говорите приятные слова типа «расти, мой любимый/красивый/хороший/пригожий» и т.п.

Ребенок должен встать со стульчика и потянуть руки вверх.

Потом можно поменяться местами, и цветком будете уже вы.

Если кроха не умеет разговаривать, пусть просто Вас «поливает» и гладит.

Цель игры: укрепить отношения, научить малыша проявлять чувства, показывать позитивное отношение окружающим.

5. «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»

Попросите ребенка погладить самого себя под стишок «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий». Можно поочередно гладить ручки, ножки, животик, головку («Ах, какие у Ванечки ручки замечательные!»).

Цель игры: формирование самооценки.

Психологические игры в социальных сетях

Гораздо чаще встречаются группы, посвященные конкретным психологическим играм, таким как “Мафия” или Cash Flow. Уже по одному количеству сообществ можно сложить примерное представление о популярности той или иной игры среди аудитории соцсетей. Например, знаменитой игре “Мафия” в различных ее вариациях посвящено 5969 групп, игре Cash Flow (Денежный поток, Крысиные бега) — более 3000 групп, игре “Лила Чакра” — 170 групп, игре “Бункер” — 166 групп, игре “Лабиринт отражений” — 66 групп. Далее следуют такие психологические игры как “Империя магов” — 48 групп, “Колесо жизни” — 46 групп, “Семь печатей” — 14 групп, “Спираль самопознания”, “Успешные решения” — 8 групп.

Особую категорию групп (более 30 сообществ) составляют сообщества, посвященные так называемым психологическим картам — новому набирающему популярность инструменту, находящемуся на стыке психологических игр и метафорических карт. В отличие от метафорических карт, психологические карты работают не только с визуальными проекциями и образами, но содержат в себе многочисленные текстовые элементы, включающие фразеологизмы и устойчивые выражения, закрепленные на уровне архетипов и коллективного бессознательного. Это преимущество позволяет авторам использовать их для создания большего числа авторских психологических игр, которые работают на более глубоком трансформационном уровне и способны повысить положительный эффект от уже хорошо известных игр. Наиболее крупным игроком в данном направлении является компания “1000 идей”. 

Проведенный анализ 30 крупнейших сообществ, представленных в поиске по целевому запросу и посвященных психологическим играм, выявил, что более 70% их аудитории — это представительницы женского пола. Причем, более 43% женской аудитории составляют женщины возрастом от 26 до 35 лет.

На мужской контингент приходится менее 30% аудитории. Из этого числа более 74% составляют мужчины в возрасте от 19 до 35 лет. Следует отметить, что половозрастные структуры групп варьируются в зависимости от содержания. Так, группы посвященные деловым психологическим играм имеют соотношение полов, отличающееся от общей картины. Так процент мужчин в них может достигать 40%, 45% и даже 50%. Во всех остальных типах групп в основном наблюдается типичное соотношение: 30% мужчин и 70% женщин.

Игры для двоих психологические. Психологические игры для взрослых

Психологические игры для взрослых

В детстве воспитатели, родители, учителя нередко затевают для нас игры — на проявление коммуникативных навыков, для развития ассоциативного мышления, для аналитических способностей, на память, на скорость реакции и так далее. Заметьте, многие игры, которыми мы развлекаем себя вырастая, немногим от них отличаются, только задания посложнее

Однако стоит обратить внимание и на игры, которые имеют скорее характер тренингов: они помогут узнать лучше и нас самих, и наших друзей ; помогут более эффективно находить общий язык с любым человеком. Вот, например

Врем с умом

Пишем на отдельных листочках утверждения вроде: «Больше всего в свободное время я люблю…», «Лучше всего у меня получается…», «Я бы хотел научиться…», «В людях я не терплю…» — фразы могут быть любыми, в зависимости от компании. Затем каждый игрок правдиво заполняет эти листочки, но на одном из них намеренно пишет ложь . И когда все будут по очереди зачитывать свои ответы, задача игроков – определить, где «гражданин соврамши». Угадавшему – очко, а тому, кто читал ответы – очки по количеству людей, не смогших определить, где обман.

Снимаем стресс

Как играем? Очень просто! Задача обругать всех присутствующих. Придумайте, повод: например, человек сильно опоздал на встречу или дал обещание и не выполнил его. А зачем это нужно? Ну, во-первых, вы сможете избавиться от скрытой агрессии или от накопившегося раздражения. Просто вспомните все, что вас злит: пробки, начальник-идиот, плохая погода, сорвавшийся отпуск, соседка, которая никогда не здоровается; и дайте этому выход в игровой форме. Во-вторых, это станет н еплохим тренингом для речевого творчества : ведь вам будет необходимо подбирать наиболее выразительные приемы, цветистые обороты, яркие метафоры. А в-третьих, правильно проведенная игра научит контролироваться себя и свои эмоции даже в самой накаленной обстановке: вы всегда должны будете помнить, что это игра, и в ней нельзя переходить на личности. Ни в коем случае, категорически запрещено припоминать другому игроку какую-то реальную обиду, случившуюся между вами когда-то, или бить в больное место! Так, глядишь, и в реальной жизни вы сможете сдержаться и в сердцах не сказать что-то, о чем потом будете сожалеть.

Кто это?

Ведущий загадывает одного из присутствующих в комнате, но не говорит кого. Игрокам предстоит самим угадать, кого он имеет в виду. Для этого они выясняют его ассоциации , задавая вопросы: «Если бы этот человек был цветом, то каким», «Если бы он был погодой, как ее можно было бы описать», «Если бы он был животным, страной, спортом…» — в общем, не ограничивайте фантазию.

Или есть другой вариант – ведущий выходит из комнаты, оставшиеся загадывают одного из игроков. Вернувшийся ведущий задает вопросы, аналогичные указанным выше, и по ответам пытается понять имя загаданного.

А в какие игры играете с друзьями вы?

Кратко о психологических играх, польза игрового процесса для малыша или подростка

Основная особенность психологических игр — положительное воздействие на психику ребенка. Также происходит формирование коммуникации по отношению к окружающим. Среди положительных функций игрового процесса отмечают:

  • улучшение настроения;
  • увлекательную форму развлечения;
  • определение сбоя в психическом развитии ребенка;
  • развитие полезных для ребенка навыков;
  • раскрытие скрытых талантов;
  • преобразование личности;
  • социализацию, позволяющую определить свое место в обществе.

Регулярные психологические игры также положительно сказываются на поведении ребенка, развивают логику, мышление. Есть специальные проектные игры, способствующие развитию личности, самостоятельности и помогают искать правильные решения.

Интервью

Психологические упражнения для подростков направлены на их личностное развитие. Занятие «Интервью» позволяет раскрыть весь спектр интеллектуальных способностей каждого ребенка, создать благоприятную почву для приобретения новых навыков и усвоения полезной информации.

Цели и задачи

Задачей проведения тренинга «Интервью» является выполнение психологического анализа особенностей личности каждого участника группы путем интервьюирования, которое выполняют сами подростки.

Пошаговое описание

Психологическое упражнение «Интервью» предусматривает выполнение следующего алгоритма действий:

  1. Участники группы разбиваются на пары.
  2. Педагог выделяет подросткам 10 мин. времени, в течение которого каждый ребенок должен составить перечень вопросов к своему напарнику.
  3. По истечению указанного периода времени каждый участник группы должен взять интервью у своего сверстника, задавая ему заранее подготовленные вопросы.
  4. Ответы, которые поступают во время беседы, конспектируются на лист бумаги.

Психологические игры для детей от 3 –х лет

К трем годам большинство деток уже умеют разговаривать, поэтому можно играть в психологические игры, которые направлены еще и на развитие коммуникативных навыков. Нужно учитывать, что трехлетки довольно активны, поэтому игры должны быть подвижными, с элементами подражания.

1. «Покажи свои чувства»

Попросите малыша изобразить злость, обиду, радость, удивление и т.п.

Можно делать это как угодно: мимикой, руками, ногами, голосом. Если у ребенка не получается, помогите ему и попробуйте сделать это вместе («Как мы будем злиться? Давай кричать и топать ногами»/«Давай будем радоваться, улыбаться и прыгать высоко-высоко»).

Цель игры: научить кроху выражать свои эмоции, самовыражаться.

2. «Волшебная палочка»

В эту игру лучше играть с несколькими детьми. Скажите малышам, что у Вас есть волшебная палочка, которая может превратить их в кого угодно (маму, папу, игрушку, животное). Они должны попытаться примерить на себя определенную роль.

Взрослый должен детям подыгрывать и наблюдать, как они себя будут вести в той или иной роли, что говорить. Если кроха изображает маму, то взрослый может примерить на себя роль ребенка и начать капризничать. Интересно будет наблюдать за реакцией участников. Кто-то будет жалеть малыша, кто-то – ругать. Точно так же, изображая кота, один ребенок может начать ластиться, а другой шипеть. Все это очень показательно и отражает взаимоотношения в семье, тревоги деток, их настроение в данный момент.

Цель игры: научить примерять на себя разные роли, самовыражаться.

3. «Доброе дело»

Предложите крохе сделать приятное другу или дорогому человеку (папе, тете, бабушке), чтобы он улыбнулся. Можно просто погладить, поцеловать, сказать что-то хорошее, угостить печеньем, а можно сделать какой-то приятный сюрприз в виде поделки или открытки.

Цель игры: научить ребенка доброму отношению к другим, мотивировать его совершать добрые поступки просто так.

4. «Помоги мне»

Сделайте полосу препятствий, состоящую из луж, кочек (массажный коврик, подушки, листы картона и т.п.). Скажите малышу, что Вы боитесь и попросите его помочь преодолеть препятствия. Пусть даст Вам руку и проведет в определенны местах. Скажите: «Как хорошо, что ты со мной! С тобой мне совсем не страшно». Точно так же и Вы предлагайте ему помощь во время прохождения препятствий.

Цель игры: сформировать доверие, уверенность в отношениях взрослый-ребенок, уверенности в своей значимости и своих силах.

5. «Что такое хорошо, а что такое плохо»

Инсценируйте различные ситуации, где кто-то из героев поступает плохо (ситуации должны быть простыми и однозначными).

Задача малыша сказать, кто поступил плохо и почему, а затем вместе разобрать ситуацию и проиграть ее заново, но уже так, как надо.

Например, кукла Катя захотела взять игрушку у куклы Тани, но, получив отказ, ударила ее.

Говорим: «Ай-ай-ай, кукла Катя. Драться нехорошо. Нужно извиниться и попросить вежливо. Скажи: “Дай, пожалуйста”».

Дальше можно проиграть несколько вариантов:

  1. Кукла просит вежливо, получает игрушку, говорит «спасибо».
  2. Кукла Таня не хочет делиться. В таком случае говорим: «Кукла не хочет давать свою игрушку. Она с ней пока хочет поиграть. Давай дадим кукле Тане другую игрушку. Пусть поиграет с ней. «На, кукла Таня – не расстраивайся».

Цель игры:

Психологические игры для детей двух-трех лет очень полезны и важны! Каждая из них не только выполняют развивающую функцию, но и позволяет малышу научиться искусству общения, ощутить себя исключительным и нужным, обрести уверенность в себе и своем взрослом, который всегда рядом.

Приветствие

Психологические упражнения для подростков проводятся в заранее сформированной группе, в которой должно преобладать взаимопонимание и дружеская атмосфера между всеми участниками коллектива. «Приветствие» — это занятие, которое позволяет сплотить подростков с самыми разными навыками и особенностями характера.

Цели и задачи

Задачей выполнения группового упражнения «Приветствие» является создание игровой атмосферы, которая устраняет психологические барьеры в общении, получении новой информации.

Пошаговое описание

Психологическое упражнение «Приветствие» выполняется с соблюдением следующего алгоритма действий:

  1. По команде руководителя группы дети поднимаются со своих стульев, а затем выстраиваются в линию.
  2. Все участники коллектива делятся на 3 этнические группы с примерно равным количеством человек. Это европейцы, африканцы, а также японцы.
  3. Подростки из разных подгрупп должны поприветствовать своих сверстников в стиле национальных традиций этноса, который они представляют.
  4. Дети из группы представителей Африки трутся ногами, японцы кланяются друг другу, а европейцы пожимают руки.

В процессе выполнения данного упражнения в группе создается игровая обстановка, дети находятся в хорошем настроении, присутствует громкий смех. Задача воспитателя наблюдать за происходящим, но не ограничивать детей в проявлении положительных эмоций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector